Ережепова Ирина Михайловна, воспитатель Огневского детского сада «Огонёк»

«Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

 Адрес публикации: http://put-k-uspekhu.ru/publikacii/spisok-publikaciy/

Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями - национальными героями, бытом. Сказки сочиняли и сочиняют писатели всех стран [1].

Сказкотерапия в дошкольных учреждениях – это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала (сказок, легенд, мифов и др.) Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что сказка - это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста [2].

Сказкотерапия – воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

· потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

· потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

· потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как: автономность (стремление проявить свое личное мнение, позицию или взгляды), активность (способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров), социальная компетентность (состоит из нескольких компонентов: мотивационного, когнитивного и поведенческого).

Таким образом, сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Сказкотерапия является эффективной технологией формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мною были подобраны сказки , чтение которых и обязательное обсуждение организовано как во время занятий, так и в повседневной жизни группы (перед обедом, после сна, в любое другое свободное время).

«Снежная королева» 

Цель:Воспитывать понимание добра и зла.

В  сказке Г.Х. Андерсена  «Снежная королева» мы видим  пример. Хрупкая девочка Герда, ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности в сказке – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Именно эти основные черты необходимы для формирования толерантной личности.

 «Цветик-семицветик»

Цель: эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, обсуждение нравственной проблемы.

Сказка «Цветик-семицветик» В. Катаева  направлена на то, чтобы научить детей доброте, состраданию, способности сопереживать.

После прочтения сказки, детям  предлагается ответить на следующие вопросы, раскрывающие её смысл:

 - Сколько всего лепесточков было у цветочка?

 - На какие желания истратила девочка первые шесть лепестков?

 - Довольна ли она была исполнением этих желаний?

 - О чём подумала девочка, когда у неё остался последний лепесточек?

 - Какое желание придумала девочка для последнего лепестка?

 Помогаем детям понять, что последнее желание было самым правильным, несмотря на то, что больше лепестков не было у девочки. И это последнее желание помогло тому, кто очень нуждался в помощи.

«Гадкий утенок»

Цель: Через идею произведения воспитывать у детей такие чувства, как сопереживание, сострадание.

Сказка «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена  рассказывает о трудностях, которые приходится переносить утёнку, изгою общества - сказка очень точно обличает суровость окружающего мира, все тяготы главного героя. Сказка учит детей сочувствовать.

После прочтения сказки, детям  предлагается ответить на следующие вопросы:

- Тяжела ли жизнь утенка на птичьем дворе;

- Почему утенка никто не любил;

- Правильно ли поступили птицы, обижая утенка.

 «Морозко»

Цель: Развитие эмпатических способностей.

Эта сказка повествует нам о доброй и хорошей девочке по имени Настенька. Ее заставляет работать злая мачеха, не давая продыху. Чтобы избавиться от ненужной падчерицы, мачеха отправляет ее в лес в жуткий мороз. Именно эта одна из сказок  необходимая  для формирования у маленького человека основных моральных качеств.

После прочтения сказки, детям  предлагается ответить на следующие вопросы:

- Назовите хороших и плохих героев сказки;

- Хорошо ли поступила, мачеха, отправляя печерицу на верную гибель .

«12 месяцев»

Цель: Развитие важных жизненных ценностей, а именно доброты, сочувствие, проявление заботы.

В сказке «12 месяцев» Самуил Маршак повествует нам о девочке, живущей с мачехой и её ленивой дочерью. Девочку отправляют в холодный, зимний лес за подснежниками и велят с пустыми руками не возвращаться. В лесу ей встречаются все 12 месяцев в облике людей, решивших помочь замерзшей девочке. Вернувшись, девочка не получает одобрения мачехи – сварливая женщина недовольна, ведь можно было попросить гораздо больше. Отправив родную дочь на поиски двенадцати месяцев, она даже не догадывается, что та слишком ленива и глупа, чтобы вернуться из волшебного леса.

Сказка большой помощник в воспитании толерантности, а именно:

– Учит любви, терпению.

–Содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

– Учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

– В каждой сказке есть доброта и традиция выручать друга из беды.

– Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Таким образом, путём сказкатерапии у  детей старшего дошкольного возраста проводится развивающая работа по формированию толерантности.

Список литературы:

1. Клепцова, Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого

отношения к детям [Текст]  / Е.Ю. Клепцова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №4. – С.92-96.

2. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-

развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Сакович. – Ч.2. – Мн.: АПО, 2003. – 42 с.

                            f81f114505a171d1425965c0caf0d62d.jpg

9 февраля 2018 в 21:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.