Ережепова Ирина Михайловна, воспитатель Огневского детского сада «Огонёк»
«Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»Адрес публикации: http://put-k-uspekhu.ru/publikacii/spisok-publikaciy/ Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями - национальными героями, бытом. Сказки сочиняли и сочиняют писатели всех стран [1]. Сказкотерапия в дошкольных учреждениях – это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала (сказок, легенд, мифов и др.) Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что сказка - это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста [2]. Сказкотерапия – воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста: · потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы; · потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи; · потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как: автономность (стремление проявить свое личное мнение, позицию или взгляды), активность (способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров), социальная компетентность (состоит из нескольких компонентов: мотивационного, когнитивного и поведенческого). Таким образом, сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Сказкотерапия является эффективной технологией формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мною были подобраны сказки , чтение которых и обязательное обсуждение организовано как во время занятий, так и в повседневной жизни группы (перед обедом, после сна, в любое другое свободное время). «Снежная королева» Цель:Воспитывать понимание добра и зла. В сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим пример. Хрупкая девочка Герда, ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности в сказке – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Именно эти основные черты необходимы для формирования толерантной личности. «Цветик-семицветик» Цель: эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, обсуждение нравственной проблемы. Сказка «Цветик-семицветик» В. Катаева направлена на то, чтобы научить детей доброте, состраданию, способности сопереживать. После прочтения сказки, детям предлагается ответить на следующие вопросы, раскрывающие её смысл: - Сколько всего лепесточков было у цветочка? - На какие желания истратила девочка первые шесть лепестков? - Довольна ли она была исполнением этих желаний? - О чём подумала девочка, когда у неё остался последний лепесточек? - Какое желание придумала девочка для последнего лепестка? Помогаем детям понять, что последнее желание было самым правильным, несмотря на то, что больше лепестков не было у девочки. И это последнее желание помогло тому, кто очень нуждался в помощи. «Гадкий утенок» Цель: Через идею произведения воспитывать у детей такие чувства, как сопереживание, сострадание. Сказка «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена рассказывает о трудностях, которые приходится переносить утёнку, изгою общества - сказка очень точно обличает суровость окружающего мира, все тяготы главного героя. Сказка учит детей сочувствовать. После прочтения сказки, детям предлагается ответить на следующие вопросы: - Тяжела ли жизнь утенка на птичьем дворе; - Почему утенка никто не любил; - Правильно ли поступили птицы, обижая утенка. «Морозко» Цель: Развитие эмпатических способностей. Эта сказка повествует нам о доброй и хорошей девочке по имени Настенька. Ее заставляет работать злая мачеха, не давая продыху. Чтобы избавиться от ненужной падчерицы, мачеха отправляет ее в лес в жуткий мороз. Именно эта одна из сказок необходимая для формирования у маленького человека основных моральных качеств. После прочтения сказки, детям предлагается ответить на следующие вопросы: - Назовите хороших и плохих героев сказки; - Хорошо ли поступила, мачеха, отправляя печерицу на верную гибель . «12 месяцев» Цель: Развитие важных жизненных ценностей, а именно доброты, сочувствие, проявление заботы. В сказке «12 месяцев» Самуил Маршак повествует нам о девочке, живущей с мачехой и её ленивой дочерью. Девочку отправляют в холодный, зимний лес за подснежниками и велят с пустыми руками не возвращаться. В лесу ей встречаются все 12 месяцев в облике людей, решивших помочь замерзшей девочке. Вернувшись, девочка не получает одобрения мачехи – сварливая женщина недовольна, ведь можно было попросить гораздо больше. Отправив родную дочь на поиски двенадцати месяцев, она даже не догадывается, что та слишком ленива и глупа, чтобы вернуться из волшебного леса. Сказка большой помощник в воспитании толерантности, а именно: – Учит любви, терпению. –Содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. – Учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. – В каждой сказке есть доброта и традиция выручать друга из беды. – Сказка помогает побеждать зло и жестокость. Таким образом, путём сказкатерапии у детей старшего дошкольного возраста проводится развивающая работа по формированию толерантности. Список литературы: 1. Клепцова, Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям [Текст] / Е.Ю. Клепцова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №4. – С.92-96. 2. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно- развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Сакович. – Ч.2. – Мн.: АПО, 2003. – 42 с.
9 февраля 2018 в 21:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.