Ережепова Ирина Михайловна, воспитатель Огневского детского сада «Огонёк»

Электронный учебник как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

 Ережепова, И.М. Электронный учебник как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.М. Ережепова//Воспитательное мероприятие — 2017.—  с. 263-266.

59c385bf54d560aae82a7e4d4f8c0a0b.jpg

Ережепова И.М (с.Огнево, Россия, Огневский детский сад «Огонек» отделение Огневской СОШ филиал МАОУ Новоселезневская СОШ, irinka020910@mail.ru

В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более  актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждений, всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Как известно, самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни (1, с.45).

Формирование основ безопасности жизнедеятельности – социально значимая задача семьи и образовательных учреждений. В связи с этим первостепенной задачей для воспитателей и родителей  становится не только защита через создание ограждающих условий, а специальное обучение, направленное на формирование у детей готовности самостоятельно противодействовать опасности, адекватно на нее реагировать, защищаясь таким образом, чтобы нейтрализовать или ликвидировать угрозу. У детей дошкольного возраста формирование основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться более эффективно, если в работе использовать специальные средства, способствующие воспитанию личной безопасности детей.

В настоящее время наблюдается мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, телевидение, электронных игрушек распространение игровых приставок. Все это оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература. Но, сегодня, учитывая современные реалии, требуются новые методы подачи информации, поскольку мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную в процессе обучения информацию с помощью мультимедийных средств (2, с.6).

В условиях активного проникновения инфокоммуникационных технологий в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации процесса воспитания и обучения, процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, и создания новых методов и технологий обучения.

Это обстоятельство поставило нас перед необходимостью создания электронного учебника, который  можно было бы использовать как средство передачи детям дошкольного возраста знаний о правилах безопасности, закрепления и коррекции имеющихся представлений.  Электронный учебник представляет собой методический комплекс, предназначенный для изучения материала. Он является интегрированным средством, содержащим разнообразные компоненты.

При создании электронного учебника для дошкольников необходимо учитывать, что он должен содержать минимум текста, но как можно больше графических изображений. Важно корректно подобрать цветовую гамму, чтобы при изучении материала цвета не напрягали ребенка. Также рекомендуется использовать гиперссылки на элементы учебника, аудио фрагменты. Использование аудио фрагментов помогает приблизиться к привычным методам обучения и также активизировать слуховые центры головного мозга (3, с.3).

При создании электронного учебника по основам безопасности жизнедеятельности для дошкольников мы основывались на программу «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б Стеркиной, внеся своё содержание и добавив новый раздел «Пожарная безопасность».

Таким образом, данный электронный учебник  состоит из семи разделов («Пожарная безопасность», «Ребенок на улицах города», «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и природа», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок дома» и «Здоровье ребёнка»). Все вместе они позволяют не только познакомить дошкольников с правилами безопасности, но и помочь осознать необходимость их соблюдения, овладеть навыками безопасного поведения.

Каждый раздел состоит из игровых заданий. Содержание имеют навигационные кнопки, с помощью которых ребенок или взрослый могут выбрать игровые задания и выполнить их. В учебнике вставлены звуковые файлы. Задания детям предлагают сказочные герои. Компьютерные игровые задания наиболее эффективны на этапе закрепления, уточнения и обобщения знаний. Именно они помогают детям обобщить знания о правилах безопасного поведения, осознать необходимость их выполнения и содействуют формированию убеждений. Выполняя игровое задание, ребенок не только ищет ответ на вопрос, но и аргументирует свое мнение. Учебник обладает свойством самоконтроля, то есть даёт возможность исправить ошибку самостоятельно, найти правильный вариант решения, не прибегая к помощи взрослого.

Работа с данным учебником рекомендована как для групповой, так и индивидуальной образовательной деятельности с детьми. Навигация в учебнике организована так, что в любой момент можно выйти из игры, вернуться к началу и выбрать другое задание. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, в содержание необходимо выбрать раздел. После чего сказочный герой предлагает выполнить игровые задания. После прослушивания следует нажать на строку с выбранным заданием, в соответствии  с навигацией откроется первая игра. Порядок выполнения играющий определяет самостоятельно. Например, в разделе «Ребенок и огонь» собраны задания: «загадки», «помоги незнайке», «выбери правильный ответ». О правильности выполнения или ошибке сообщает сказочный герой. При ошибке ребенок возвращается к заданию и выполняет снова, при правильном ответе – переходит к следующему заданию.

Таким образом, преимущества данного учебника заключаются в следующем:

- сделать процесс обучения более интересным и привлекательным;

- возможность многоканальности получения информации (текст, движущиеся образы, звуковые эффекты, иллюстрации), что способствует повышению эффективности усвоения знаний;

- хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации);

- свойство самоконтроля (возможность исправить ошибку самостоятельно, найти правильный вариант решения, не прибегая к помощи взрослого).

Поскольку необходимо научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации о существующих опасностях, их видах и способах безопасного поведения в них, такое мультимедийное средство, как электронный учебник  будет очень эффективным так как, его использование позволит обогатить процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, делая его более интересным и привлекательным для детей.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. М.: Просвещение, 2009. – 129 с.

2. Кочегарова, Л. В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация / Л. В.  Кочегарова // Интернет-журнал – «Эйдос». – 2008. – № 2.

3.  Мощенко, А. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.  Материалы международной научно-практической конференции / А.В. Мощенко. – М.: Изд-во СГУ, 2004.– 192 с.

9 февраля 2018 в 22:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.